Акрос Акрос Акционерное общество

Рыболовецкое предприятие «АКРОС»
ИНН 4101013772, 683013, Россия, Камчатский край,
г. Петропавловск-Камчатский, ул. Штурмана Елагина, дом № 43
Тел.: +7 (4152) 41-58-15, факс: +7 (4152) 41-58-16, e-mail:akros-priem@norebo.ru

+7 (4152) 41-58-15

Русский | English

Новости

2 октября 2013

Свои среди чужих

Не первый год в иностранных портах ждут амнистии более ста российских «незаходных» рыболовецких судов. Каждое их них – это отдельная история, с которой связаны надежды и планы на будущее целых предприятий, прибрежных поселков, регионов.

После августовского заседания Военно-промышленной комиссии, на котором обсуждали сроки сдачи продукции гражданского и военного судостроения, стало очевидно – «бригада реаниматоров» в лице Минпромторга и ОСК не справляется с возложенной задачей. Но, если чиновников волноваться о столь удручающем положении дел обязывает их профессиональный статус и страх нарушить исполнительскую дисциплину, то для настоящих и потенциальных заказчиков судов все происходящее – показатель умения (или неумения) государства выводить промышленность из критической ситуации.

Непосредственно о строительстве рыбопромысловых судов на заседании в Москве не говорилось. Однако всем и так понятно – при нынешнем положении вещей в отечественном судостроении конкретных решений проблемы старения рыболовного флота от российских верфей в ближайшие годы не дождаться. Выход из ситуации бизнес продолжит искать самостоятельно, и в подавляющем большинстве случаев единственный вариант – зарубежная верфь.

В 2008 г. государство пошло навстречу судовладельцам: 30 декабря Президент Дмитрий Медведев подписал закон, которым, помимо прочего, от уплаты НДС и таможенных пошлин были освобождены организации, осуществляющие ввоз на таможенную территорию РФ российских судов рыбопромыслового флота, которые проходили за рубежом капитальный ремонт или модернизацию до 1 сентября 2008 г. В 2009 г. было принято решение Комиссии Таможенного союза о едином таможенно-тарифном регулировании, где предусматривалось аналогичное послабление.

Вопреки планам государства и после 2008 г. отечественный судострой не пошел на поправку, а рыбопромышленники продолжали ремонтировать и строить свои суда за рубежом. К 2012 г. такой флот насчитывал уже 106 единиц. Вот только самостоятельно доставлять уловы в российские порты, проходить ремонт, обслуживание, снабжение и даже производить смену экипажа на родном берегу такие суда до сих пор не могут. Останавливает судовладельцев необходимость единовременной выплаты 23% от стоимости судна – цифры для частных компаний заоблачные.

В то же время есть официальные расчеты, сколько российское государство ежегодно теряет, ожидая, что вот-вот отремонтированный или купленный на чужбине траулер все-таки накопит на «обратный билет» и, наконец, пересечет границу. Упускает стабильный доход не только федеральный бюджет: получив амнистию, такие суда загрузили бы работой отечественные морские порты. Дополнительные заказы могли бы получить судоремонтные заводы, производители комплектующих и оборудования. Увеличатся и поставки рыбы в российские порты, что загрузит рыбопереработчиков, перевозчиков и все смежные сферы промышленности, создаст дополнительные рабочие места.

Все эти расчеты обретают смысл, когда понимаешь, что каждое судно в списке «незаходных» – это отдельная история, с которой связаны надежды и планы на будущее целых предприятий, прибрежных поселков, регионов. Одна из таких строчек в многостраничном списке – БМРТ «Генерал Трошев». Сегодня он работает на промысле в экономической зоне РФ, поставляет уловы на российский берег, отчисляет налоги в отечественную казну, но права захода в территориальные воды не имеет. Все потому, что судно сошло со стапелей ныне иностранного Черноморского судостроительного завода.

Как стало известно корреспонденту журнала «Fishnews – Новости рыболовства», работа над решением проблемы в отечественных ведомствах все же ведется. Специалисты Росрыболовства и Минсельхоза подготовили проект доклада в Правительство РФ по вопросу освобождения от таможенного и налогового обременения судов рыбопромыслового флота, приобретенных, построенных, отремонтированных и модернизированных за границей, с перечнем всех 106 судов, ожидающих амнистии. Далее по цепочке проект доклада был направлен на рассмотрение в Минэкономразвития, Минпромторг и, наконец, в Минфин.

Показались ли убедительными доводы, приведенные в пользу амнистии, в самом Министерстве финансов не сообщили. Но все же упомянули, что проект поправок в статью 150 Налогового кодекса РФ покинул стены Минфина и направился на рассмотрение в Правительство России, где и будут решать – целесообразны такие изменения кодекса или нет.

Полный текст читайте у рубрике «Крупным планом» на сайте Fishnews.