Акрос Акрос Акционерное общество

Рыболовецкое предприятие «АКРОС»
ИНН 4101013772, 683013, Россия, Камчатский край,
г. Петропавловск-Камчатский, ул. Штурмана Елагина, дом № 43
Тел.: +7 (4152) 41-58-15, факс: +7 (4152) 41-58-16, e-mail: radio@akros.ru

+7 (4152) 41-58-15

Русский | English

Новости

7 апреля 2014

Прибрежные регионы поддержали выводы по «ветеринарному барьеру»
Руководство дальневосточных субъектов РФ направило в Минсельхоз предложения по оптимизации ветеринарного контроля в рыбной отрасли. В частности, сформулированы возможные процедуры оценки и управления риском для определения ветеринарной безопасности промысловых районов.

Проблемы в сфере ветеринарного оформления в рыбном хозяйстве привлекли внимание руководства страны. Созданная по распоряжению Президента РФ межведомственная рабочая группа изучила ситуацию с избыточными административными барьерами, которые мешают развитию рыбной отрасли. По итогам рассмотрения в декабре был подготовлен доклад главе государства.

Выводы, изложенные в документе, оказались для системы неутешительными: было указано на значительную коррупционную составляющую, дублирование и подмену функций других ведомств со стороны территориальных управлений Россельхознадзора и региональных органов ветконтроля. Специалисты также обратили внимание на то, что при всех сложностях для бизнеса наличие ветеринарного сертификата не гарантирует потребителю должное качество и безопасность продукции на конечном этапе реализации.

Авторы доклада выдвинули ряд инициатив. Предложено было поручить Правительству РФ до 1 апреля принять необходимые меры по совершенствованию системы ветеринарного контроля. В частности, в перечень задач вошла отмена выдачи ветеринарно-сопроводительных документов на уловы, добытые в российских морских водах; сокращение проверок, в том числе за счет введения системы управления рисками и т.д. Глава государства Владимир Путин предложения поддержал.

Как сообщает корреспондент Fishnews, выводы межведомственной рабочей группы по столь животрепещущим проблемам не могли остаться без внимания в дальневосточных субъектах Федерации. В письмах, направленных в марте министру сельского хозяйства Николаю Федорову, руководство прибрежных регионов выразило согласие с позицией МРГ и поручением Президента.

Региональные власти подчеркивают актуальность поднятых вопросов. Процедуры в сфере ветеринарного контроля, отмечает руководство Камчатского края, на сегодняшний день являются препятствием для поставок рыбопродукции на внутренний рынок, стимулируя рыбаков отправлять товар за рубеж. По мнению руководства региона, снижение административного давления на рыбодобывающие предприятия позволит повысить конкурентоспособность отечественной продукции и ее доступность для населения страны, увеличить грузооборот портов Дальнего Востока (в начале марта губернатор Владимир Илюхин проводил совещание по проблемам востребованности порта Петропавловск-Камчатский. В качестве негативного фактора, влияющего на количество судозаходов, представители рыбной промышленности назвали работу контролирующих органов, в том числе Россельхознадзора).

Руководство Магаданской области обращает внимание на то, что «на пути из моря до корзины потребителя рыба просто не выпускается из рук ветеринарных службы». По мнению региональных властей, созданную «систему» можно предложить применить ко всей импортируемой рыбопродукции и к зарубежным производителям – «это будет лучший способ в короткие сроки значительно снизить импорт и расширить российский рынок для российской рыбопродукции».

В письме подробно рассмотрены проблемы, которые возникают у предприятий на практике в связи с понятием партии продукции. Согласно приказу Минсельхоза от 13 октября 2008 г. № 462 «Об утверждении правил ветеринарно-санитарной экспертизы морских рыб и икры» и ГОСТу, «партией считают определенное количество продукции одного наименования, вида обработки, одной или нескольких дат изготовления, одного изготовителя, оформленное одним документом, удостоверяющим качество и безопасность». Как отмечает руководство региона, при загрузке рыбопродукции в рефконтейнер, отправитель имеет на руках несколько удостоверений качества – по их количеству он обязан оформить несколько ветеринарно-сопроводительных документов. Целесообразность такого «бумажного изобилия» вызывает вопросы. Указано также на проблемы при оформлении партии продукции, сопровождаемой одним удостоверением качества, выработанной одним производителем и направляемой в адрес одного получателя, если объем такого товара значительно превышает вместимость одного транспортного средства (контейнера, рефсекции и т.д.), – предлагается выдавать один ВСД на все транспортные средства. Добавим, что вопросы, связанные с понятием партии, поднимаются уже не первый год.

Тотальные лабораторные исследования – еще одна болезненная тема. Из 462-го приказа следует, что на анализ рыбу или икру отправляют только в случае возникновения сомнения в их безопасности. На деле же, указывают авторы письма, при вывозе продукции из субъекта Федерации для выпуска в оборот на российской территории требуется проведение лабораторных анализов на каждую партию, несмотря на то что отправитель в рамках программ производственного контроля осуществляет регулярные лабораторные исследования своего товара.

Подход к осуществлению ветеринарно-санитарного контроля требуется пересмотреть, уверены власти Магаданской области: «Все действия Россельхознадзора по осуществлению противоэпизоотического контроля и предупреждению распространения болезней, общих для животных и человека, должны осуществляться до оформления разрешения на добычу водных биоресурсов, получаемого российскими рыбаками. Само разрешение должно стать единым документом, подтверждающим качество и безопасность уловов и полученной из них рыбопродукции».


С аналогичным предложением выступила и администрация Приморского края: на основании регулярного госмониторинга ветеринарной безопасности районов промысла без дополнительной ветеринарно-санитарной экспертизы для рыбы, добываемой в море, нужно предусмотреть возможность сопровождения и подтверждения ветеринарной безопасности уловов и продукции из них исключительно копией промыслового билета.

В письмах к главе Минсельхоза руководители прибрежных регионов выразили обеспокоенность в связи с попытками зафиксировать систему тотального ветеринарного контроля в проектах федерального закона о ветеринарии и техрегламента Таможенного союза о безопасности рыбопродукции – важнейших для отрасли документах. Ранее по этой проблеме уже высказывались федеральные органы исполнительной власти, бизнес-объединения, в том числе Российский союз промышленников и предпринимателей.

По мнению правительства Сахалинской области, нужно оценить эти замечания и отразить в техрегламенте следующие принципы:

– Для рыбы, добываемой в море, на основании регулярного государственного мониторинга ветеринарной безопасности промысловых районов без проведения дополнительной ветеринарно-санитарной экспертизы, предусмотреть возможность сопровождения и подтверждение ветбезопасности уловов исключительно копией разрешения на вылов.

– Для рыбы из пресноводных водоемов и объектов аквакультуры выдавать документ о ветеринарной безопасности партий уловов и продукции по результатам обязательной ветеринарно-санитарной экспертизы.

Кроме того, вновь озвучено предложение исключить требование о сопровождении ветсертификатом при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза и перемещении между сторонами переработанной пищевой рыбопродукции.

Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. № 1009 разграничило полномочия Министерства здравоохранения и Минсельхоза по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, чтобы не допустить дублирования функций Россельхознадзора и Роспотребнадзора. К компетенции Министерства сельского хозяйства – Россельхознадзора был отнесен контроль только в отношении продовольственного сырья животного происхождения, не подвергшегося промышленной или тепловой обработке. Министерствам было поручено за три месяца привести свои акты в соответствие с постановлением. Однако Минсельхоз этого не сделал – бездействием ведомства заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба. В 2012 г. Комиссия ФАС признала министерство нарушившим часть 1 статьи 15 закона о защите конкуренции. Позже правоту антимонопольщиков подтвердили судебные инстанции.

Минсельхоз должен привести нормативно-правовые акты в сфере государственного ветеринарного контроля в соответствие с постановлением № 1009 и учесть его положения в законопроекте о ветеринарии, убеждены в правительстве Сахалинской области.

Кроме того, власти островного региона направили в министерство предложения по дополнению нормативно-правовой базы положениями, устанавливающими применение процедуры управления рисками при контроле ветеринарной безопасности районов промысла.

Авторы письма считают необходимым дополнить Правила ветеринарно-санитарной экспертизы морских рыб и икры (как уже говорилось выше, утверждены приказом Минсельхоза от 13 октября 2008 г. № 462) разделом «Процедуры оценки и управления риском в целях определения ветеринарной безопасности районов промысла». При этом предполагается, что информация о риске будет размещаться в формате, общедоступном для представителей промышленного и любительского рыболовства, групп по охране дикой природы, групп потребителей, отечественных и зарубежных отраслевых групп. Сведения будут публиковаться до предоставления пользователям разрешений на вылов и являться основанием для выдачи ветеринарно-сопроводительного документа о безопасности уловов водных биоресурсов.

Еще один предлагаемый раздел – «Объявление районов промысла свободными от болезней». Как отмечается, промысловый район, в соответствии с Ветеринарно-санитарным кодексом водных животных, может быть признан свободным от болезней без применения целевого надзора в следующих случаях:

- Если в этом районе промысла отсутствуют восприимчивые виды (перечисленные в Руководстве по водным животным).

- Если никогда не сообщалось о подтвержденном возникновении болезни в официальном порядке или болезнь не возникала в течение как минимум десяти лет, при условии что возбудители болезни способны вызывать идентифицируемые клинические признаки у восприимчивых животных, доступных для наблюдения.

- Если за последние десять лет установлены и эффективно соблюдаются основные условия биобезопасности и отсутствуют признаки того, что болезнь укрепилась у диких водных животных в районе промысла, претендующем на объявление свободным.

«Объявление района промысла свободным от болезней является основанием для выдачи ветеринарных сопроводительных документов на уловы ВБР, добытые в указанных районах промысла, и производимую из них продукцию», - отмечают в правительстве Сахалинской области.


Власти региона выразили готовность к дальнейшему участию в работе по совершенствованию системы ветеринарного контроля. В прибрежных субъектах Федерации считают важнейшей задачей устранение излишних административных барьеров в рыбной отрасли.

Маргарита КРЮЧКОВА, Fishnews

Апрель 2014