Акрос Акрос Акционерное общество

Рыболовецкое предприятие «АКРОС»
ИНН 4101013772, 683013, Россия, Камчатский край,
г. Петропавловск-Камчатский, ул. Штурмана Елагина, дом № 43
Тел.: +7 (4152) 41-58-15, факс: +7 (4152) 41-58-16, e-mail:akros-priem@norebo.ru

+7 (4152) 41-58-15

Русский | English

Новости

20 декабря 2013

По ветеринарной сертификации остается немало вопросов

Подготовка нового приказа Минсельхоза по ветеринарной сертификации оказалась непростой задачей. Специалисты, анализируя законодательство в этой сфере, пришли к выводу, что законом о ветеринарии выдача ветеринарно-сопроводительных документов вообще не предусмотрена.

Как сообщает корреспондент Fishnews, коллеги из других ведомств не раз указывали Министерству сельского хозяйства на необходимость изменения действующего приказа от 16 ноября 2006 г. № 422 «Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов». Федеральная антимонопольная служба в 2012 г. выдала министерству предписание о необходимости приведения этого акта в соответствие с постановлением Правительства РФ, разграничивающим полномочия Минздравсоцразвития и Минсельхоза по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов. Минэкономразвития по результатам экспертизы сделало вывод о том, что приказ Минсельхоза содержит положения, необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Началась работа над новым документом, однако ее сопровождает немало вопросов.

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ изучил проект приказа Минсельхоза «Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде».

Специалисты обратили внимание на то, что в соответствии с существующими требованиями Министерство сельского хозяйства и иные федеральные органы исполнительной власти в сфере ветеринарии могут издавать нормативно-правовые акты только по тем вопросам, которые, во-первых, хотя бы в общем виде, но уже урегулированы федеральным законом и не могут быть реализованы без соответствующего уточнения и, во-вторых, укладываются в пределы компетенции такого органа. В тексте проекта такой подход не соблюдается, полагают в институте.

Эксперты отметили, что действующий закон о ветеринарии вообще не предусматривает выдачу ветеринарных сопроводительных документов (напомним, что в настоящее время разрабатывается новая версия закона и по ней также возникает немало вопросов). Прямо не предусмотрены полномочия по оформлению и выдаче таких документов и в Положении о Россельхознадзоре.

Наличие ветеринарного сертификата для ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза и при перевозке с территории одного союзного государства на территорию другого оговорено Соглашением ТС по ветеринарно-санитарным мерам, однако его положения не имеют прямого действия на территории государств – участников Таможенного союза, подчеркнули специалисты. Требования соглашения должны найти воплощение в нормах российских законодательных актов и лишь затем конкретизироваться в подзаконных актах. Однако в законе о ветеринарии такие положения не отражены, констатируют в институте.

В связи с этим принятие проекта приказа до внесения изменений в закон о ветеринарии эксперты считают неоправданным и преждевременным.

Специалисты также проанализировали, есть ли в проекте приказа положения, которые противоречат актам, имеющим более высокую юридическую силу, в том числе международным актам, действующим на территории РФ. Выявлено, что документ не полностью отвечает принципам и правилам Всемирной торговой организации, в частности нормам Соглашения ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер. Речь идет о требовании при введении тех или иных мер сводить к минимуму негативное воздействие на торговлю.

Обратили внимание эксперты и на то, что Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю, (утвержден Решением Комиссии ТС от 18 июня 2010 г. № 317) представляется излишне широким для того, чтобы устанавливать единые требования в части оформления ветеринарно-сопроводительных документов. Установление единых требований в части оформления ветеринарных сопроводительных документов ко всем объектам, включенным в перечень, не в полной мере отвечает нормам технических регламентов Таможенного союза в сфере безопасности пищевой продукции, подчеркнули в институте.

Специалисты пришли к выводу, что принятие проекта приведет к росту издержек производителей, перевозчиков, переработчиков животноводческой продукции, поскольку на них лягут расходы на проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, – а это отразится и на потребителе. В проекте были обнаружены внутренние противоречия и целый ряд коррупциогенных факторов.

Отметим, что сейчас – в связи с подготовкой профильного техрегламента Таможенного союза и нового закона о ветеринарии – активно обсуждается устранение избыточных административных барьеров в сфере государственного ветеринарного контроля за рыбопродукцией. 16 декабря президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин направил позицию РСПП по этому вопросу главе профильной межведомственной рабочей группы, начальнику Контрольного управления Президента РФ Константину Чуйченко.

Бизнес-объединение убеждено: в настоящее время создана отлаженная, поставленная на поток технология торможения рыбной продукции. Как отметили в союзе, на каждом этапе задерживается значительная часть товара, причем не потому, что он небезопасен в ветеринарном отношении (согласно отчету Россельхознадзора, с 2004 г. не было выявлено ни одного случая заражения дикой морской рыбы, добытой российскими рыбаками, болезнями из списка Международного эпизоотического бюро). Совокупные затраты отрасли на ветеринарное оформление оцениваются в 3,6 млрд. рублей – 3% от оборота отрасли. Подготовка ветеринарных документов на импорт занимает, как правило, сутки, а рыба, добытая в российских водах и поставляемая на внутренний рынок, оформляется 10-12 суток, обратили внимание в союзе.

РСПП выдвинул ряд предложений. Прежде всего, объединение настаивает на том, чтобы устранить дискриминационный подход при ветеринарном оформлении рыбы, выловленной в отечественных водах и отправляемой на внутренний рынок. Документ о ветеринарной безопасности партии российских уловов и рыбопродукции предлагается выдавать на основании регулярного государственного мониторинга районов промысла без проведения дополнительной ветеринарно-санитарной экспертизы (причем выдавать в течение суток, бесплатно и без проведения лабораторных исследований каждой партии). Исключение предусмотрено для продукции из биоресурсов, добытых в пресноводных водоемах, и продукции аквакультурного происхождения – в этом случае предлагается выдавать документ о ветеринарной безопасности по результатам обязательной ветеринарно-санитарной экспертизы.

РСПП выступил за то, чтобы исключить из проекта технического регламента Таможенного союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» положения об установлении тотальной ветеринарно-санитарной экспертизы для каждой партии улова и каждой партии рыбопродукции (применительно к дикой рыбе в морских зонах промысла). При этом в союзе подчеркнули: предлагаемые поправки не отменяют контроль ветеринарной безопасности и в то же время позволят устранить административные барьеры.

Fishnews