Акрос Акрос Акционерное общество

Рыболовецкое предприятие «АКРОС»
ИНН 4101013772, 683013, Россия, Камчатский край,
г. Петропавловск-Камчатский, ул. Штурмана Елагина, дом № 43
Тел.: +7 (4152) 41-58-15, факс: +7 (4152) 41-58-16, e-mail:akros-priem@norebo.ru

+7 (4152) 41-58-15

Русский | English

Новости

14 января 2014

Морской рыбный порт не пережиток прошлого, а вынужденная необходимость

Итоги пятилетнего опыта работы промыслового флота в новых правовых условиях доказывают ошибочность ликвидации морских рыбных портов, считают специалисты «Гипрорыбфлота».

В 2008 г. в России были ликвидированы морские рыбные порты. Принятие соответствующего федерального закона было инициировано постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2006 г. № 773 «О совершенствовании системы государственного управления морскими рыбными портами», изданным в развитие поручения Президента РФ Владимира Путина. В поручении требовалось разработать комплекс мероприятий, направленных на «…повышение эффективности использования федеральной собственности в морских портах, за счет совершенствования принципов ее управления, порядка расчета арендных платежей, механизма установления размеров портовых сборов и объединения администраций».

Несмотря на то, что о ликвидации рыбных портов в поручении не сказано ни слова, авторы реформ проявили инициативу, которая привела к искоренению в национальном законодательстве и на практике понятия «морской рыбный порт», не говоря уже о всеми забытых портопунктах. Такой вывод озвучен в статье, которую подготовили для Fishnews директор ОАО «Гипрорыбфлот» Владимир Романов, начальник отдела безопасности мореплавания Валерий Сараев и начальник отдела морского радиоэлектронного и промыслового оборудования Валерий Кондратенко. Эксперты также констатируют, что произошла завуалированная передача Минтрансу России несвойственных ему функций, возникающих из торгового мореплавания в отношении судов рыбопромыслового флота, в том числе их комплексного обслуживания.

«Итоги пятилетнего опыта работы рыбопромыслового флота в новых правовых условиях однозначно доказывают ошибочность такого решения, а утверждение о том, что в результате проведенного объединения успешно созданы универсальные морские порты, полноценно сочетающие торговую и рыбную ориентацию, ничем не подтверждается и не выдерживает никакой критики», - заявляют специалисты.

По их словам, неудовлетворительная ситуация в данной области видна «невооруженным глазом» и никого не удивляет. Уход капитанов морских рыбных портов в другое ведомство автоматически освободил их от выполнения функций, связанных с интересами рыбохозяйственного комплекса.

Эксперты подчеркивают, что стремление быстро достичь поставленных целей простыми средствами было настолько сильным, что помешало инициаторам реформ опереться на объективные научные выводы. Одновременно были проигнорированы системные аспекты, в том числе тот факт, что администрации и капитаны морских рыбных портов являлись проводниками государственной политики исполнительной власти на бассейнах и связующим звеном Росрыболовства с судовладельцами и собственниками. Потеря таких значимых компонентов системы управления отрасльюлишила Росрыболовство как минимум возможности контролировать выполнение организациями и гражданами издаваемых ведомством правил, инструкций и иных актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с промыслом водных биологических ресурсов.

«Дело дошло до того, что в настоящее время некому проводить выяснение причин возникновения промысловых происшествий. Ведь в новом «Положении о порядке расследования аварийных случаев с судами», разработанном и утвержденном Минтрансом России в 2009 году, такой категории аварийных случаев просто нет», - констатируют авторы статьи.

Они обращают внимание и на то, что Росрыболовство не может осуществлять надзор за обеспечением безопасности мореплавания и промысла, так как проверка судов в порту поручена Минтрансу России. Причем чиновники данного ведомства не только не заинтересованы в решении проблем рыболовства, но и не имеют необходимых знаний, навыков и опыта. Не меньшее сомнение у специалистов вызывает качество проверок судов перед выходом в рейс на предмет соответствия орудий лова национальным правилам и международным договорам.

Эксперты подчеркивают, что без специальных знаний и опыта выполнение функций надзора всегда рискует оказаться формальным. «Стремление отодвинуть безопасность по отношению к бизнес-планам на второй план сегодня явно преобладает, поэтому наличие формального надзора в таких обстоятельствах просто недопустимо», - подчеркивают авторы статьи.

В материале также рассматривается вопрос урегулирования взаимодействия Росрыболовства и Минтранса России в отношении формирования и организации работы морских квалификационных комиссий, работающих при капитанах объединенных морских портов. Собеседники Fishnews отмечают, что нехватка специалистов в области промышленного рыболовства исключает качественное выполнение утвержденных требований к получению дипломов о присвоении квалификации и свидетельств судового персонала.

Эксперты добавляют, что ликвидация морских рыбных портов негативно отразилась и на деятельности проектных и научных отраслевых организаций, прервав их взаимодействие с капитанами рыбных портов в разных сферах жизнедеятельности отрасли. В первую очередь - в обеспечении безопасности мореплавания и промысла, расследовании аварийных случаев, информационной поддержке органов власти, совершенствовании отраслевой нормативной базы, повышении квалификации персонала судов и т.д.

«Но главное состоит в том, что проведенная административная реформа существенно сузила полномочия федерального органа исполнительной власти в области рыболовства, что резко изменило политику владельцев портовых сооружений, получивших полную свободу», - подчеркивают специалисты. Собственники в спешном порядке стали уничтожать объекты, связанные с обслуживанием добывающих судов (ликвидировать или перепрофилировать обрабатывающие производства, судоремонтные мастерские, средства приема живой рыбы и жира, дома межрейсового отдыха плавсостава и т.д.), т.е. превращать территорию рыбного порта в обычный торговый порт.

«Казалось бы, с 2008 г. прошло достаточно много времени для того, чтобы проанализировать результаты проведенного эксперимента. Но при подготовке данной статьи нами не выявлено ни одного материала с оценкой эффективности работы объединенных морских портов в интересах рыбохозяйственной отрасли. Неужели происходящие сегодня разрушительные процессы не являются достаточным доказательством тому, что дальнейшее сохранение неестественных условий не позволит достичь целей Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года и окончательно разрушит отрасль?» - задаются вопросом авторы статьи. Они также отмечают, что нынешнее положение ставит под угрозу выполнение международных обязательств России, ведь только в сфере безопасности морской деятельности к судам рыбопромыслового флота применяются требования свыше 10 конвенций и кодексов Международной морской организации (ИМО), учитывающих специфику и неоспоримые особенности промышленного рыболовства.

Полный текст читайте в рубрике «Крупным планом» на сайте Fishnews.