Акрос Акрос Акционерное общество

Рыболовецкое предприятие «АКРОС»
ИНН 4101013772, 683013, Россия, Камчатский край,
г. Петропавловск-Камчатский, ул. Штурмана Елагина, дом № 43
Тел.: +7 (4152) 41-58-15, факс: +7 (4152) 41-58-16, e-mail:akros-priem@norebo.ru

+7 (4152) 41-58-15

Русский | English

Новости

13 марта 2014

Каким может быть экономический анализ рыбной отрасли?
Рассматривая рыбное хозяйство страны с экономической точки зрения, следует говорить не о прибыльности отрасли, а о прибыльности отдельно взятых видов деятельности, которые ее образуют, считает президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев.

«На практике концепция самой «отрасли» является одновременно необычайно полезной и абсолютно ошибочной. Полезна она потому, что позволяет быстро осознать, что прибыльность вида деятельности зависит от характеристик самого этого вида деятельности. И все же она ошибочна, так как под «отраслью» принято понимать реальность, представленную в итоговых показателях, что позволяет проводить строгий стратегический анализ», - отметил президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев.

По его мнению, более продуктивным является другой подход: разделить отрасль на составляющие ее виды деятельности и попытаться понять структуру конкуренции в каждом секторе, т.е. степень конкуренции в них, а соответственно, их прибыльность.

«Структура отечественного рынка рыбопродукции достаточно проста: 58% рынка (более 2 млн. тонн) приходится на мороженую рыбу, особое место занимает сельдь, на которую приходится 11% рынка (более 400 тыс. тонн), живая и охлажденная рыба производится в объемах, достигающих почти 600 тыс. тонн (16% рынка). Очевиден дефицит производства филе – менее 2% рынка (около 60 тыс. тонн)», - привел данные глава отраслевого объединения.

Как сообщает корреспондент Fishnews, президент АДМ констатировал, что весьма динамичным сегментом является сектор консервов и пресервов: за последние пять лет производство здесь удвоилось, причем доля дешевых консервов, наоборот, сократилась вдвое. Сейчас 56% сегмента консервов и пресервов, общая величина которого близка к 1 млрд. тонн условных банок, приходится на консервы натуральные.

По словам Германа Зверева, импорт по-прежнему представляет весьма существенную часть внутреннего рынка рыбопродукции. «Импорт филе в полтора раза превосходит внутреннее производство этого вида продукции. Также импорт доминирует в секторе ракообразных и моллюсков, занимая здесь своими 110 тыс. тонн почти 80% рынка. Стоит отметить, что стоимость импортного товара в минувшие годы росла быстрее объемов: с 2000 года усредненная тонна импорта подорожала вчетверо – с 0,5 доллара до 2 долларов за килограмм», - обратил внимание президент Ассоциации добытчиков минтая.

Он также охарактеризовал общий баланс внутреннего рынка: «В секторе живой и охлажденной рыбы растет внутреннее производство и импорт. В секторе мороженой рыбы производство растет, стабильные поставки на экспорт некоторых видов ВБР сочетаются с ростом импортных поставок. В секторе филе треть произведенного внутри страны экспортируется, в то же время свыше двух третей потребляемого филе – импортное. В секторе морепродуктов рынок растет как за счет импорта, так и за счет внутреннего производства. В секторе готовой рыбы производство растет, рост импорта затормозился, снижается экспорт, т.е. происходит переориентация потоков».

Президент АДМ дал краткую характеристику структуры рынка для лучшего понимания специфики товаропроводящих каналов и потенциального роста объемов производства: «Внутренний рынок состоит из трех сегментов: премиальный сегмент – около 150 млрд. рублей (0,5 млн. тонн), средний сегмент – 270 млрд. рублей (1,8 млн. тонн), малобюджетный сегмент – 100 млрд. рублей (1 млн. тонн)».

По словам Германа Зверева, в структуре расходов на продукты питания траты на рыбу и рыбопродукты составляют 6,3%, в то время как расходы на мясо превышают 30%. «Для сравнения - доля расходов на рыбу близка к доле расходов на овощи (7%), фрукты (7%), сахар и кондитерские изделия (6%), чай, кофе и напитки (8%). Среднестатистический россиянин тратит на рыбу 2 500 рублей в год (пять лет назад тратил 1 400 рублей в год), в Москве этот показатель превышает 5 000 рублей (пять лет назад – 2 500 рублей в год)», - заметил автор статьи. Он отметил, что потребление рыбопродукции напрямую зависит от уровня доходов жителей страны.

«Дальнейший рост внутреннего рынка напрямую связан с динамикой доходов населения. Консервативная оценка потенциальной емкости внутреннего рынка – 4,2 млн. тонн продукции», - резюмировал президент Ассоциации добытчиков минтая.

Fishnews