Акрос Акрос Акционерное общество

Рыболовецкое предприятие «АКРОС»
ИНН 4101013772, 683013, Россия, Камчатский край,
г. Петропавловск-Камчатский, ул. Штурмана Елагина, дом № 43
Тел.: +7 (4152) 41-58-15, факс: +7 (4152) 41-58-16, e-mail:akros-priem@norebo.ru

+7 (4152) 41-58-15

Русский | English

Новости

5 февраля 2014

Дискуссии вокруг ветеринарного контроля рыбы продолжаются

Нынешняя система ветеринарного оформления рыбной продукции вызывает много нареканий. Соответствующие выводы содержатся в протоколе заседания межведомственной рабочей группы при Контрольном управлении Президента РФ.

Меры по устранению избыточных административных барьеров обсуждались 28 ноября на заседании межведомственной рабочей группы по подготовке предложений, направленных на развитие рыбохозяйственного комплекса. Напомним, что совещательный орган возглавляет помощник Президента РФ – начальник Контрольного управления Президента РФ Константин Чуйченко.

На заседании выступали представители федеральных органов власти, в том числе Минсельхоза, Россельхознадзора и Росрыболовства, руководители ассоциаций рыбной отрасли.

Участники обсуждения обратили внимание на то, что поручения Правительства и Президента по снятию административных барьеров, заключающихся в проведении процедур всеобщего ветеринарного контроля уловов, в полном объеме не исполнены.

Не нашла отражения на практике отмена выдачи ветеринарно-сопроводительных документов для транспортировки по стране добытых в российских водах уловов ВБР и сырья из них (распоряжение Правительства РФ № 56 от 21 января 2011 г.). Предполагалось, что такие грузы должны сопровождаться копией разрешения на добычу, содержащего сведения, подтверждающие безопасность водных биологических ресурсов и промысловых районов.

Отмечалось, что систему санитарно-ветеринарного контроля в отношении уловов и продукции из ВБР, выловленных в безопасных в эпизоотическом отношении зонах добычи, нужно заменить на систему мониторинга безопасности районов промысла и применения принципов оценки риска. При этом могла бы использоваться информация, имеющаяся в базах данных федеральных и региональных органов исполнительной власти и организаций, с применением системы прослеживаемости рыбопродукции.

Вновь была озвучена мысль, что территориальные органы Россельхознадзора и органы ветконтроля субъектов Федерации осуществляют подмену функций других ведомств, в том числе Роспотребнадзора и МВД.

Административные барьеры, по словам представителей рыбного бизнеса, значительны. В то же время, как отмечено на заседании рабочей группы при Контрольном управлении Президента, «эффективность системы ветеринарно-санитарного контроля в отношении практически всех партий ВБР и продукции из них является крайне низкой: выявляется менее 1% продукции, не соответствующей установленным требованиям ветеринарно-санитарных норм».

Был сделан и вывод о том, что действующий порядок оформления продукции из водных биоресурсов и имеющиеся административные барьеры препятствуют поставкам российской рыбопродукции на территорию страны.

Минсельхоз, как следует из протокола, признал, что деятельность в сфере ветеринарного контроля и надзора осуществляется со злоупотреблениями, «его система требует изменения, а также интеграции федеральных и региональных органов, осуществляющих контроль и надзор, в единую систему, но не отмены, в том числе в отношении морской рыбы».

Также в протоколе зафиксировано, что существующая система ветеринарно-санитарного контроля уловов в нашей стране не соответствует мировой практике; проекты технического регламента о безопасности рыбы и рыбной продукции и закона о ветеринарии требуют существенной доработки.

«Насколько я знаю, по результатам этой рабочей группы был представлен доклад Президенту о том, что существующая система ветеринарного контроля вызывает много нареканий», - рассказал участник заседания, президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Александр Фомин.

«Более того, в ходе рабочей группы отмечалось – не только нами, но и представителями заинтересованных ведомств, - что существующая система контроля установила необоснованные барьеры», - добавил руководитель ВАРПЭ.

По словам Александра Фомина, имеющийся ветеринарный контроль, несмотря на все заверения со стороны Россельхознадзора, не работает в части обеспечения качества продукции. При этом действующая система выливается в серьезные расходы для рыбного бизнеса (по оценкам РСПП, более 3 млрд. рублей). Ответственность же за качество продукции несет производитель, а не проверявшие его ветеринарные власти, отметил президент отраслевой ассоциации. При выявлении некачественных рыбных товаров выяснялось, что все они имеют ветеринарный сертификат, обратил внимание собеседник Fishnews.

Реализация 56-го распоряжения Правительства является программой-максимум, заявил Александр Фомин. «Хотя я не исключаю, что в ходе исполнения поручения появятся другие подходы в выстраивании общей системы безопасности, гарантирующей безупречное качество рыбопродукции на прилавках магазинов. Такие подходы были озвучены многими членами рабочей группы, но для нас важно, чтобы процедура в отношении рыбодобывающих организаций была прозрачна и понятна и занимала не более 2-3 часов» - подчеркнул руководитель ВАРПЭ. Он добавил, что обязательную ветеринарно-санитарную экспертизу должны проходить только живая пресноводная рыба и продукция аквакультуры, которые могут нести риски заболеваний человека и животных. «Позиция Россельхознадзора по ветеринарной сертификации и проведению ветеринарной экспертизы в отношении всего и вся для нас неприемлема, она противоречит международным правилам и здравому смыслу. Замороженная и переработанная рыбопродукция, производимая российскими рыбодобывающими организациями, не является переносчиком заразных болезней», - заявил президент ассоциации.

Немало вопросов, по словам Александра Фомина, вызывает и предлагаемая система прослеживаемости продукции. «Такая прослеживаемость уже существует, поскольку на каждом ящике продукции указаны все данные о сроках производства и предприятии-изготовителе. Но первичный производитель не может и не должен отвечать за ухудшение качества рыбопродукции на пути ее поставок в розницу с учетом многочисленных посредников», – подчеркнул президент ВАРПЭ. По его словам, для государства важно решить проблему качества и безопасности рыбопродукции, реализуемой потребителю. И здесь стоит использовать международный опыт по показательному уничтожению некачественных товаров, а также наложению штрафов на торговые предприятия и лишению их права заниматься своей деятельностью. Как только этот порядок начнет работать, вся цепочка выстроится и будет действовать безупречно.

Руководитель ассоциации подчеркнул, что бизнес-сообщество продолжит следить за реализацией поручений руководства страны в области ветеринарного оформления рыбы и рыбной продукции.

Fishnews